ГБОУ СПО (ССУЗ)

Кыштымский медицинский техникум

им. С.Д. Нарбутовских

Лечебное дело

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ   06010952 «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»
 
Повышенный  уровень образования
 
 
1.  Общие положения
 
1.1.    В соответствии с Законом РФ  «Об образовании»  итоговая
государственная аттестация (ИГА) выпускников, завершающих
обучение  по  специальности  06010952   «Лечебное дело»,
является обязательной.
1.2.     Целью итоговой государственной аттестации является  оценка качества
и   определение уровня знаний и умений выпускников средних
медицинских образовательных учреждений, их
соответствия   требованиям, изложенным в  действующем  Государственном
образовательном  стандарте, дополнительным требованиям образовательного учреждения, а также квалификационной характеристике специалистов по специальности 06010952   «Лечебное дело».
1.3.    Итоговая государственная аттестация  выпускников проводится в виде
итогового междисциплинарного экзамена по специальности в соответствии
с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в
РФ, утверждённым Постановлением Госкомвуза России от 27.12.95. №10 и рекомендациями по организации Государственной аттестации выпускников
образовательных учреждений среднего профессионального образования
Министерства общего и профессионального образования РФ от 10.07.98г.
 № 12-52-11/12-23,также Положением об итоговой государственной аттестации выпускников  средних  медицинских образовательных учреждений  РФ, Москва ВУНМЦ 2003г.
1.4.  К итоговой государственной аттестации допускаются лица, выполнившие требования, предусмотренные  Государственным образовательным стандартом, и успешно прошедшие все промежуточные аттестационные испытания, предусмотренные  учебным планом  образовательного учреждения.
1.5.   Итоговую аттестационную аттестацию осуществляет государственная аттестационная комиссия (ГАК), которая работает с вышеуказанными документами; Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования, утверждённым Постановлением Правительства  Российской Федерации от 3 марта 2003 г. № 160, а также Уставом училища и настоящим Положением.
1.6.    На основании настоящего Положения образовательное учреждение
разрабатывает Программу итоговой государственной аттестации с учётом дополнительных требований региона и учебного заведения к уровню и содержанию подготовки выпускников по специальности 06010952 «Лечебное дело».
  
2. Программа итоговой государственной аттестации выпускников.
 
2.1.  Программа итоговой государственной аттестации по специальности разрабатывается цикловыми методическими комиссиями клинических дисциплин и утверждается директором после её  обсуждения на заседании методического совета образовательного учреждении с участием председателя государственной аттестационной комиссии.
2.2.    Схема Программы итоговой государственной аттестации представлена в Приложении 1.
2.3.    Форма проведения итоговой государственной аттестации – смешанная
(компьютерное и письменное тестирование, устное решение проблемно – ситуационных  задач и задач по неотложной помощи, выполнение практических манипуляций, проверка навыков работы с пациентом).
2.4.  Программа итоговой государственной аттестации доводится до студентов не позднее, чем за 6 месяцев до начала итоговой государственной аттестации. За 6 месяцев  до ИГА проводится организационное собрание выпускников с повесткой дня:
v  предварительный состав государственной аттестационной комиссии;
v  форма и методика проведения итогового междисциплинарного экзамена;
v  требования к каждому этапу  экзамена;
v  критерии оценок каждого этапа и экзамена целом.
v  режим работы учебных кабинетов в период подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену.
Собрание протоколируется. Протокол подписывают заместитель директора  по УР и старосты групп.
2.5.   Перечни теоретических вопросов и практических манипуляций, сборники тестовых заданий и проблемно-ситуационных задач предоставляются студентам не позднее, чем за 6 месяцев до начала итоговой государственной аттестации.
2.6.    Экзаменационные билеты составляются на основании Федерального сборника проблемно-ситуационных задач для ИГА по  специальности  06010952   «Лечебное дело». Содержание билетов до студентов не доводится.
Количество экзаменационных билетов должно превышать количество студентов в учебной группе не менее, чем на 10.
 
3. Государственная аттестационная комиссия.
 
3.1.   Основные функции государственной аттестационной комиссии:
 
v  комплексная оценка подготовки каждого выпускника
                        училища по специальности 06010952  «Лечебное дело».
v  принятие решения о присвоении профессиональной квалификации каждому выпускнику по специальности и выдача соответствующего диплома о среднем профессиональном образовании;
v  анализ организации и содержания итоговой государственной аттестации в учебном заведении;
v  оценка уровня образования, осуществляемого учебным заведением, его соответствие требованиям Государственного образовательного стандарта;
v  разработка рекомендаций по совершенствованию подготовки специалистов по специальности 06010952  «Лечебное дело».
 
  3.2.  Состав государственной аттестационной комиссии должен
          быть не менее 5 человек:
v  председатель – руководитель органа управления или учреждения здравоохранения;
v  заместитель председателя – директор или заместитель директора учебного заведения;
v  члены комиссии – преподаватели ведущих клинических  дисциплин (терапии, хирургии, педиатрии, акушерства, гинекологии, основ сестринского дела) и работники практического здравоохранения.
v  ответственный секретарь из числа работников учебного заведения.
3.3.     Председатель государственной аттестационной комиссии назначается приказом руководителя органа управления здравоохранения соответствующей территории.
3.4.  Состав государственной аттестационной комиссии утверждается приказом    директора среднего медицинского учебного учреждения.
3.5. Расписание проведения итоговой государственной аттестации выпускников утверждается директором училища и доводится до сведения студентов не позднее, чем за 2 недели до начала работы государственной аттестационной комиссии.
3.6.     Место работы комиссии устанавливается директором училища по согласованию с председателем государственной аттестационной комиссии.
3.7.   Приём итогового междисциплинарного экзамена по специальности осуществляется в специально подготовленных и оборудованных кабинетах на открытых заседаниях государственной аттестационной комиссии с участием двух третей её состава.
3.8.  Документы, представляемые в государственную аттестационную комиссию:
v  приказ о назначении председателя ГАК;
v  приказ директора училища о составе государственной аттестационной комиссии;
v  приказ директора училища о допуске студентов к  итоговой государственной аттестации;
v  государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников и дополнительные требования образовательного учреждения;
v  программа итоговой государственной аттестации;
v  сводные ведомости успеваемости студентов, заверенные заместителем директора по учебной работе и утверждённые директором училища;
v  перечень материально-технического оснащения, материалов справочного характера, нормативных документов;
v  аттестационные материалы (перечень практических манипуляций, задания в тестовой форме, экзаменационные билеты с эталонами ответов);
v  критерии оценки знаний и умений;
v  журнал протоколов итоговой государственной аттестации;
v  экзаменационные ведомости;
v  зачётные книжки студентов.
3.9.   Каждое заседание государственной аттестационной комиссии оформляется протоколом. Протоколы подписываются председателем, заместителем председателя, членами комиссии и секретарём. Ведение протоколов осуществляется в прошнурованных книгах, листы которых пронумерованы и скреплены печатью училища. Книга протоколов заседаний государственной аттестационной комиссии хранится в архиве училища в течение 75 лет.
3.10.  Первое заседание государственной аттестационной комиссии посвящается организации работы государственной аттестационной комиссии и процедуре проведения итогового междисциплинарного экзамена по специальности и оформляется как протокол № 1.
3.11.  Документы, оформляемые государственной аттестационной комиссией по результатам работы:
v  ведомости с оценками аттестуемых на каждом этапе итогового междисциплинарного экзамена;
v  протоколы №2, №3, №4 с оценками за каждый этап итогового
 междисциплинарного экзамена;
v  протокол  с итоговой оценкой государственной аттестации выпускников и решением государственной аттестационной комиссии о присвоении квалификации по специальности  и о выдаче диплома о среднем профессиональном образовании выпускникам учебного заведения;
v  зачётные книжки студентов;
v  отчёт государственной аттестационной комиссии.
3.12. Отчёт государственной аттестационной комиссии о проделанной работе обсуждается на педагогическом совете училища и представляется в вышестоящую организацию в двухмесячный срок после завершения итоговой государственной аттестации. В отчёте должна быть отражена следующая информация:
v  качественный состав государственной аттестационной комиссии;
v  вид итоговой государственной аттестации;
v  характеристика качества подготовки студентов по данной специальности;
v  кол-во дипломов с отличием;
v  анализ результатов итоговой государственной аттестации согласно Приложению 2.
v  проблемы в подготовке студентов;
v  выводы, предложения и рекомендации.  
 
4. Порядок проведения итоговой государственной аттестации.
 
4.1.    Итоговый  междисциплинарный экзамена по специальности проводится по группе дисциплин, представленных в Приложении № 3, и направлен на выявление готовности выпускника к профессиональной деятельности.
4.2.    Разрабатываемые экзаменационные материалы должны целостно
отражать весь объём проверяемых теоретических знаний и практических умений в соответствии с Государственными  образовательными  стандартами
по специальности 06010952   «Лечебное дело» и дополнительными требованиями образовательного учреждения. Экзаменационные материалы готовятся на основе действующих учебных программ, программ производственной практики с учётом их объёма и степени важности для каждой  специальности.
4.3.    В период подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену для студентов проводятся консультации по Программе итоговой государственной аттестации, на которые выделяется до 40 часов на учебную группу из общего бюджета времени, отводимого на консультации.
4.4.    Для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену студентам обеспечивается доступ к плакатам, муляжам, фантомам, аппаратуре в специально обозначенные часы за 2 недели до начала экзамена.
4.5.       Итоговый  междисциплинарный  экзамен  по специальностям состоит из трёх этапов:
  1.    первый этап – контроль и оценка умения работать с пациентом;
  1.    второй этап  – контроль и оценка теоретических знаний;
     3.   третий этап – контроль и оценка знаний, практических умений по специальности.
4.6.   Контроль умения работать с пациентом:
4.6.1.    Контроль умения работать с пациентом осуществляется во время аттестации по итогам стажировки на базе лечебно – профилактического учреждения.
Для проведения первого этапа экзамена осуществляется подбор пациентов с различной патологией, составляются экзаменационные билеты с обязательным включением следующих заданий:
v  провести субъективное и объективное обследование пациента;
v  сформулировать предположительный медицинский диагноз (синдром);
v  определить тактику ведения пациента в пределах компетенции специалиста по специальности 06010952   «Лечебное дело»;
v  владение манипуляционной техникой.
 
4.7.  Контроль теоретических знаний.
4.7.1.  Контроль теоретических знаний проводится в виде выполнения тестовых заданий, которые должны быть равноценными по сложности и трудоёмкости, формулировки должны быть чёткими, краткими, понятными,
исключающими двойное толкование.
4.7.2.   Студент должен выполнить 200 тестовых заданий  I уровня в течение
3-х учебных часов. Первые 30 заданий являются обязательным минимумом знаний по специальности (тесты безопасности). Критерий оценки выполнения данных заданий – 100%. При неправильном решении  хотя бы одного задания студент получает неудовлетворительную оценку и считается не прошедшим итоговую государственную аттестацию.
Последующие  170 заданий состоят из вопросов по основным дисциплинам
(Приложение №3).
4.7.3.   При проведении письменного тестирования ежегодно готовится не менее 3-х вариантов тестовых заданий на учебную группу;
4.7.4.     Критерии оценок тестового контроля знаний:
              5 (отлично) – 90-100% правильных ответов;
              4 (хорошо) – 80-89 % правильных ответов;
              3 (удовлетворительно) – 70-79 % правильных ответов;
              2 (неудовлетворительно) – 69 % и менее правильных ответов.
4.7.5.    Формирование банка тестовых заданий осуществляется на основе Федеральных рекомендаций. Объём банка заданий должен быть изменён в пределах 15%  с учётом регионального компонента.
4.8.  Контроль знаний и практических умений.
4.8.1. Третий этап итогового междисциплинарного экзамена по специальности состоит из следующих разделов:
 - решение проблемно-ситуационной задачи;
 - решение задачи по неотложной помощи.
4.8.2.    Для проведения третьего  этапа итогового междисциплинарного экзамена составляется экзаменационный билет, включающий проблемно-ситуационную задачу и задачу по неотложной помощи. Каждая задача должна содержать задание по выполнению практических манипуляций. Задачи должны быть равноценными по сложности и трудоёмкости, иметь комплексный характер, описание ситуации и постановка заданий должны быть чёткими, краткими, понятными.
Проблемно-ситуационная задача по специальности состоит  из описания практической ситуации и 4-5 заданий к ней, соответствующих требованию к уровню и содержанию подготовки специалиста.
Задача по оказанию неотложной помощи состоит из описания практической ситуации и трёх заданий к ней:
 
- определить характер патологии, возможные осложнения;
- составить алгоритм оказания доврачебной помощи с обоснованием каждого этапа;
- выполнить практическую манипуляцию.
 
4.8.3. Формирование банка тестовых заданий осуществляется на основе Федеральных рекомендаций. Объём банка заданий может быть изменён в пределах 15%  с учётом регионального компонента.
 
4.8.4.   Процентное соотношение задач по клиническим дисциплинам к общему их количеству  в экзаменационных билетах представлены в Приложении 4.
 
4.8.5.   Подготовка учебного кабинета для проведения третьего этапа итогового междисциплинарного экзамена осуществляется преподавателям клинических дисциплин за 3 дня до экзамена.
Кабинет оснащается всем необходимым оборудованием. инструментарием. аппаратурой, муляжами. фантомами, предметами ухода, медикаментами для выполнения практических манипуляций, отраслевыми приказами, литературой справочного характера.
Общее руководство подготовкой кабинета осуществляет член администрации
образовательного учреждения, назначаемый директором.
 
4.8.6.  При проведении  третьего  этапа итогового междисциплинарного экзамена в аудитории должны находиться не более 5 студентов.
 
4.9. Планирование времени работы членов   государственной аттестационной
комиссии осуществляется, исходя из следующих нормативов:
- контроль за выполнением тестовых заданий – не более 1 минуты на тест;
- определение уровня знаний и практических умений – не более 0,5 учебного часа на 1 студента.
Оплата труда членов комиссии проводится по факту затраченного времени на приём итогового междисциплинарного экзамена по специальности.
 
5. Подведение результатов итогового междисциплинарного
экзамена.
 
5.1.  Заседания государственной аттестационной комиссии проводятся по каждому этапу экзамена  по специальности и оформляются протоколом.
Оценка знаний и умений студентов проводится отдельно за каждый этап
итогового междисциплинарного экзамена по специальности в соответствии
с критериями оценок согласно Приложению 5,6,7,8.
Итоговая оценка за междисциплинарный комплексный экзамен по специальности складывается из оценок по результатам 1-го, 2-го, 3-его этапов экзамена.
 
5.2. Решение государственной аттестационной комиссии принимается на закрытом заседании  простым большинством голосов  членов комиссии, участвующих  в заседании (при равном числе голосов, голос председателя является решающим).          
В протоколах заседания государственной аттестационной комиссии записываются результаты каждого этапа междисциплинарного экзамена по специальности и особые мнения членов комиссии. Результаты этапов экзаменов по специальности объявляются в тот же день. Итоговая оценка и присуждение квалификации происходит на заключительном заседании
государственной аттестационной комиссии и записывается в протоколе заседания.
 
5.3.   В экзаменационные ведомости вносятся оценки по результатам 1-го, 2-го, 3-его этапов экзамена и итоговые оценки за междисциплинарный комплексный экзамен по специальности.
 
5.4.   Решение государственной аттестационной комиссии о присвоении  квалификации выпускникам, прошедшим итоговую государственную аттестацию, и  выдаче соответствующего диплома о среднем профессиональном образовании объявляется приказом директора училища.
 
5.5. При получении студентом неудовлетворительной оценки на любом этапе междисциплинарного экзамена по специальности выставляется итоговая оценка «2» (неудовлетворительно).
 
5.6. Выпускники, получившие на ИГА итоговую оценку «2» (неудовлетворительно) или  не явившиеся на экзамен по неуважительной причине, а также студенты, не прошедшие ИГА по уважительной причине, допускаются к аттестации повторно согласно действующему законодательству.